Повелитель Дьявола

Теплая летняя ночь окутала землю. На скрытом от людских глаз перекрестке двух старых дорог белыми плоскими камнями выложен круг. В центре его перед деревянным алтарем человек в черной мантии и остроконечном колпаке. На алтаре три черных свечи, шпага, чаша с жертвенной кровью черного петуха и фигурка вымазанного ею уродливого демона. Человек произносит последние заклинания и ждет. Из лесного мрака появляется черный пес и садится у края круга, не смея пересечь черту. “Если ты посланник Властелина, подай знак!” - требует маг. Пес рычит, его глаза загораются красным светом. Человек бросает зверю свернутый в трубку свиток: “Вот договор”. Пес хватает свиток зубами и исчезает. Беззвучная вспышка света озаряет перекресток, кто-то невидимый произносит: “Договор заключен...” Так рассказывается в одной из многочисленных легенд о жизни Агриппы - величайшего мага и знатока оккультных наук. По словам современников, до самой смерти его везде сопровождал черный пес по кличке “Месье” - то ли сам Дьявол, превратившийся в животное, то ли принявший этот облик

Приобщение к тайне

Генрих Корнелий Агриппа фон Неттесгейм родился в Кельне в 1486 году. Уже подростком Агриппа производил сильное впечатление на окружающих. Он был блистательным лингвистом и страстным любителем книг. С детства окружающие пророчили ему блестящую карьеру. И действительно, будучи еще мальчиком, он становится секретарем императора Германии и Италии Максимилиана I. Известно, что, когда Агриппе исполнилось двенадцать, Максимилиан отправил его учиться в парижский университет. Здесь, в столице Франции, Агриппа вступает в тайное общество, изучающее оккультные науки. По некоторым свидетельствам, это был не просто один из многочисленных кружков любителей мистики и магии, а могущественный орден Розенкрейцеров.

Окончив в девятнадцать лет университет, Агриппа отправился странствовать по Европе. Везде он читал лекции по оккультизму и магии, изучал редкие манускрипты и книги, встречался с практикующими магами и получал все более глубокие степени посвящения в мистическом ордене Розенкрейцеров. Молодой Агриппа был пленен иудейской кабалистикой, особенно ее наукой чисел, известной как гематрия. Изложение секретов кабалистики в университете города Дуля сделало его популярным - у него появилась масса поклонников, он получил степень доктора богословия и стал зарабатывать своими трудами кое-какие деньги. Ученый юноша строил радужные планы, надеясь обрести положение и достаток под покровительством Маргариты Австрийской, наместницы Нидерландов, которая сделала его своим историографом. Однако даже эта дочь Максимилиана I не смогла защитить его от нападок узколобых монахов, видевших ересь во всем, его они сами не понимали.

После нескольких столкновений с церковью Агриппа отступил и переехал в Лондон. К этому времени у него уже созрел план обширного произведения - “Оккультной философии”. Ученому было всего 24 года, когда он закончил этот знаменитый труд. Однако, по известным лишь ему одному причинам, издал его только в 1531 году - за четыре года до смерти.

Естественная сила магии
Почему Агриппу так высоко оценивали его современники и потомки? Вот что об этом говорится в книге доктора Леманна “Иллюстрированная история суеверий и волшебства”: “Он объединил... все прежние магические науки в одну великую систему, приведя их во взаимную связь и поставив в зависимость от известных основных идей. Эти идеи не были оригинальны, поскольку они были заимствованы из физики Аристотеля, астрономии Птолемея, философии позднейших последователей Платона и из европейской кабалы. Заслуга Агриппы в том, что он дал более высокое и чистое представление о магии, указав, что все отдельные магические операции не только согласуются с общим знанием его времени о естественном порядке вещей, но даже и со всем тогдашним религиозным мировоззрением. Он... достиг того, что на магические операции перестали смотреть как на что-то мистическое и сверхъестественное, а стали считать их за нечто легко объяснимое и вполне естественное”.

Так Агриппе удалось вывести тайные науки из-под огня критики церкви и узаконить их. Удалось, связав с христианскими представлениями об устройстве мироздания. К тому же он привел в систему разные направления науки, называемой им оккультной философией: астрологии, магии, искусства гадания и предсказаний и т.д.

Агриппа первым заговорил о “естественной магии”. Что он понимал под этим? Вселенная, считал ученый, состоит из трех миров: низшего - земного, и высших - небесного и интеллектуального. Вся Вселенная едина и подчиняется одним божественным законам. Миры взаимосвязаны и влияют один на другой. Причем каждый предмет, вещество, химический процесс - все в трех мирах Вселенной имеет явные и скрытые свойства. Понять последние и научиться использовать их - значит стать магом.

Например, каждый знает, что можно сделать из железа. Но не каждому ведомо, как защититься с его помощью от вампиров или как превратить этот металл в золото. То же можно сказать о дереве: людям известно, что из него можно построить дом либо корабль. Но только избранным открыто иное - осина помогает снять воспаление, а дуб, сосна и береза “зарядиться энергией”. Таких тайн в божьем мире множество. В принципе нет ничего невозможного. Познав тайны мироздания, маг может изменять направление молний, вызывать дождь, ходить по морю, двигать горы и т.п.

С древних времен целители и чародеи знали, что в природе действует закон симпатии вещей: подобное притягивает подобное и отталкивает противоположное. Слюна течет во рту у того, кто видит, как другой ест что-то вкусное; всякая страсть и всякое настроение, которые мы наблюдаем у другого человека, вызывают отклик в нас самих. Солнце - основа жизни - дает силу янтарю и желтым цветам, Венера - владычица любви - розам. А маги, используя их в своих обрядах, произнося заклинания, притягивающие эти силы, передают их людям. И те неожиданно вновь обретают здоровье или добиваются взаимной любви.

Война, любовь и колдовство
Жизнь Корнелия Агриппы после написания “Оккультной философии” представляет собой смесь отдельных биографических фактов (он постоянно переезжает с места на место, меняет должности) и полуфантастических историй. Известно, что вскоре после того, как он поставил точку на последней странице своего трехтомного сочинения, Агриппа поступил на имперскую военную службу, принимал участие в войне с венецианцами и за храбрость был на поле битвы посвящен в рыцари. Неясно, однако, почему оборвалась блестяще начатая им карьера при дворе императора Максимилиана I.

Он колесит по всей Европе: читает лекции по оккультизму в Италии, по теологии в Германии, становится адвокатом. И везде, где он ни появлялся, Корнелий создавал группы по изучению магии и оккультизма.
Не следует, однако, думать, что Агриппу в жизни занимали только тайные науки. Он безумно любил женщин и превосходно умел оценить их явные и скрытые достоинства. Об этом свидетельствуют три счастливых брака и шестеро детей. Его первая жена - жгучая итальянка из богатой семьи - умерла молодой, оставив Корнелию в утешение первенца. В 1521 году Агриппа женится вторично и вновь удачно: супруга-француженка не только темпераментна, молода и благородных кровей, но обладает к тому же редкой красотой и ровным характером. Анна-Луиза родила ему четырех сыновей и дочь.

В 1524 году судьба предоставляет Агриппе очередной шанс возвыситься: он был назначен лейб-медиком матери французского короля Франциска I. К сожалению, ученый не сумел использовать этот миг удачи. Астрологические предсказания, сделанные Корнелием королеве-матери, не предвещали ей счастья, а их составитель не потрудился слегка смягчить суровый приговор звезд. В результате он впал в немилость и снова оказался без места и без денег в кармане.

Прожив еще несколько лет во Франции, Агриппа перебрался в Голландию и поселился в Антверпене. Здесь во время эпидемии чумы умирает его вторая супруга. Сломленный ударами судьбы, Корнелий пишет книгу “О суетности науки и искусства”, в которой утверждает, что знание приносит человеку лишь утрату иллюзий и понимание того, как мало он знает. Книгу признают вредной, и Агриппа попадает в тюрьму. Духовенство не упускает случая свести счеты с этим неугомонным человеком, постоянно и повсюду вступавшим в стычки со священнослужителями: его объявляют еретиком.

Позицию церкви легко понять, если знать, какая молва шла об ученом по Европе. Рассказывали, что он расплачивался с хозяевами гостиниц золотыми монетами, которые после его отъезда превращались в рога или в скорлупки. Ходили слухи, что сопровождавший Агриппу черный пес - это обращенный им в животное сам дьявол или дух-помощник. В одной из самых известных историй о нем говорится, что однажды, когда Корнелий отлучился из дома, он оставил ключ от своего кабинета жене. Квартировавший у них студент стал просить этот ключ, чтобы взять нужную для занятий книгу, и после долгих просьб получил его. Проникнув в кабинет, студент увидел на столе раскрытую книгу заклинаний, в которой буквы были написаны кровью, а страницы сделаны из кожи мертвецов. Склонившись над ней, глупый юноша начал вслух читать написанное, и было это не что иное, как заклинание для вызова демона, который не замедлил явиться. А явившись, спросил, зачем его призвали. Испуганный студент вместо ответа лепетал что-то невразумительное. Тогда демон, не долго думая, схватил его за горло и задушил.

Вскоре вернулся Агриппа и сразу понял, что произошло. Как следует отругав жену, он призадумался: его могли обвинить в убийстве. Решение созрело быстро: Агриппа вызвал демона-убийцу и заставил его на короткое время оживить мертвеца. И вот уже превращенный в зомби студент прогуливается по городскому рынку. Некоторое время спустя, побледнев, как полотно, он падает мертвым на глазах у всего честного народа. Врач определяет причину смерти: сердечный приступ, но потом замечает отчетливые следы удушения на шее погибшего. Нельзя умереть дважды, рассуждает он и начинает подозревать, что здесь не обошлось без колдовства. А кто самый могущественный маг в городе? Агриппа. Начинается расследование. Опасаясь, что дело может кончиться плохо, Корнелий решает бежать...

Изо всех историй о необыкновенных способностях Агриппы, после их тщательного анализа наибольшего доверия заслуживают его собственные рассказы о контактах с умершими и духами. Они позволяют предположить, что он был в большей степени одаренным медиумом, чем магом. Среди самых известных свидетельств обычно приводят случай, когда Агриппа в присутствии группы уважаемых людей вызвал самого Марка Туллия Цицерона, чтобы послушать одну из его знаменитых речей. Цицерон, послушный могущественным заклинаниям, явился, произнес свою речь и исчез, оставив аудиторию в слезах от сильного волнения...

Чудом удалось Агриппе выпутаться из скверной истории, приключившейся с ним из-за написанной в Антверпене книги. Освободившись из тюрьмы, он предпринимает попытку наладить свою жизнь. Корнелий женится в третий раз, однако не находит в этом браке ничего, кроме плотских утех. Молодую супругу, очарованную поначалу его славой чародея и знакомствами с сильными мира сего, вскоре начинают угнетать неудачи мужа и хроническое безденежье. Она оставляет его.

Чтобы восстановить свой авторитет, Агриппа публикует наконец в 1531 году “Оккультную философию”. Но восхищавшая многие просвещенные умы книга не помогла Агриппе вернуть милость судьбы и королей. На родине, в Кельне, он подвергается травле со стороны инквизиции и, спасаясь, бежит во Францию. Здесь за несколько неосторожных резких высказываний в адрес покойной матери-королевы Корнелий вновь попадает в тюрьму.

Ему удалось довольно быстро выйти из нее, но, увы, смерть была уже не за горами. В 1535 году Агриппа умирает в Гренобле (по другой версии - в Лионе), не дожив до 50 лет, ненавидимый половиной церковных служителей Европы. Таков был печальный конец талантливого и яркого человека, всегда мечтавшего о спокойной жизни и научном поиске.

Виктор ПОТАПОВ

Хостинг от uCoz